ФГБУ «НМИЦ ФПИ» Минздрава России

Запись на консультации (понедельник-пятница)

Москва, ул. Достоевского,
дом 4, корпус 2

Запись на консультации (понедельник-пятница)
8.00 — 16.00
16.00 — 20.00

Сквозь века: поиск лекарства от туберкулеза

Данные археологических раскопок свидетельствуют о том, что туберкулез существовал сотни миллионов лет назад во времена динозавров. А самое древнее доказательство заболевания человека туберкулезом найдено в останках, которым более 5 тысяч лет.

Ученые предполагают, что изначально туберкулезные микобактерии не представляли опасности, но в ходе длительного взаимодействия с иммунной системой животных, мутировали и приобрели патогенные свойства, приспособившись к размножению в разных организмах.

За всю многовековую историю отношение к этому заболеванию менялось:

  • какое-то время туберкулез считали не заразным и передающимся генетически;
  • было мнение, что заболеть им можно из-за сильных переживаний и плохой пищи;
  • в викторианскую эпоху туберкулез был романтизирован, а высшие слои общества даже стремились им заболеть, чтобы приобрести модные на тот момент черты “чахоточной красоты”;
  • подходы к лечению также были радикально разными: от солнечных ванн и морских путешествий до опасных манипуляций, таких как кровопускание, отхаркивающие пилюли, настои белладонны и опия, ртутные примочки и искусственные язвы на груди, через которые должны были очиститься легкие.
На протяжении всего этого времени врачи пытались найти ключ к эффективному лечению туберкулеза. Для этого необходимо было понять, что является причиной распространения инфекции.
 
В XVI веке венецианский врач Джироламо Фракасторо предположил, что чахотка распространяется воздушно-капельным путем и через предметы обихода благодаря частичкам мокроты больного, однако, его предположения не нашли должного отклика и болезнь продолжали считать незаразной.

В 1720 году вышла книга британского врача Бенджамина Мартена, в которой он утверждал, что чахотку вызывают микроорганизмы, обнаруженные в мокроте больных, но научное сообщество не удостоило это открытие своим вниманием.

И только к концу XIX века началось активное изучение туберкулеза.
 

Французский врач Жан-Антуан Вильмен поставил эксперимент по заражению морских свинок мокротой больных, а немецкий патолог Юлиус Конгейм повторил подобный эксперимент на кроликах, что подтвердило инфекционную природу болезни.

24 марта 1882 года немецкий врач и микробиолог Роберт Кох сделал сенсационное заявление о результатах своей работы по выявлению возбудителя туберкулеза — М. tuberculosis. Он выделил чистую культуру возбудителя и заразил ею лабораторных животных, доказав, что именно бактерии являются причиной заболевания.

Первым препаратом от туберкулеза должен был стать “туберкулин”, представленный Кохом в 1890 г., но вскоре лекарство было снято с производства, так как некоторые пациенты, получившие инъекцию, умирали.

Однако в 1907 году австрийский педиатр Клеменс Пирке стал использовать туберкулин в качестве метода диагностики туберкулеза. Несмотря на отсутствие терапевтических свойств, он оказался полезным открытием, с помощью которого стало возможным выявлять больных до появления симптомов! Сегодня нам известен этот метод как реакция Манту или проба Пирке.

В 1908 начались эксперименты по созданию вакцины. Спустя 11 лет французским бактериологам Альберу Кальмету и Камилю Герену из Института Пастера удалось вывести ослабленный штамм, который назвали BCG (Бацилла Кальметта-Герена).

Впервые вакцину БЦЖ ввели новорожденному ребенку в 1921 году — побочных реакций выявлено не было. Вплоть до 1960-х вакцину закапывали в рот, и только после начали вводить внутрикожно, что повысило эффективность и длительность защиты.

БЦЖ — одна из старейших вакцин, ее используют уже более 100 лет для профилактики туберкулеза у детей.

В настоящее время, благодаря антимикробной терапии и развитию фтизиатрической службы, туберкулез является излечимой болезнью. Но ввиду способности микобактерии вырабатывать устойчивость к препаратам, существует потрбеность в новой вакцине, способной защитить взрослое население. Такие разработки активно ведутся: НМИЦ ФПИ участвует в клинических испытаниях, которые показывают первые успешные результаты. А это значит, что появление новой вакцины, которая могла бы защитить взрослых от туберкулеза, сократив распространение инфекции, реально в ближайшем будущем.

Мы в Telegram

Мы в Дзен